Версия страницы для печати Версия страницы для печати

Мультифрактальная прогулка вдоль Уолл Стрит

Автор неизвестен

Эта статья появилась в журнале Scientific American в феврале 1999.



A Multifractal Walk Down Wall Street


«Геометрия, которая описывает форму береговых линий и моделей галактик также хорошо, как и объясняет, почему цены акций растут и падают. »

Benoit B. Mandelbrot


Индивидуальные инвесторы и профессиональные трейдеры торгующие акциями и валютами знают лучше, чем кто-либо, что цены на любом финансовом рынке часто изменяются с захватывающей дух стремительностью. Состояния сделаны и потеряны на внезапных взрывах активности, когда ускоряется рынок и взлетает волатильность. В прошлом сентябре, например, акции Alcatel, французского изготовителя оборудования для телесвязи, снизилась приблизительно на 40 процентов сразу и еще на 6 процентов за следующие несколько дней. На развороте акция поднялась на 10 процентов.

Классические финансовые модели, используемые большинством в этом столетии предсказывают, что такие крутые события не должны происходить никогда. Краеугольный камень финансов — современная портфельная теория, которая пытается максимизировать отдачу для данного уровня риска. Математика, лежащая в основе портфельной теории, обращается с чрезвычайными ситуациями с некоторым пренебрежением: она считает большие рыночные изменения слишком маловероятными, чтобы они имели значение и их не стоит принимать во внимание. Действительно, портфельная теория может объяснить, что происходит на рынке 95 процентов времени. Но картина, которую она представляет, не отражает действительность, если согласиться, что основные события происходят в оставшиеся 5 процентов. Напрашивается аналогия с моряком в море. Если погода 95 процентов времени умеренная, может ли моряк позволить себе игнорировать возможность тайфуна?

Формулы сокращения риска из портфельной теории полагаются на спрос, что в конечном счете приводит к необоснованным допущениям. Сначала предполагается, что изменения цен статистически независимы от друг друга: например, сегодняшняя цена не имеет никакого влияния на изменения между текущей ценой и завтрашней. В результате предсказания будущих рыночных движений стали невозможными. Второе предположение — все изменения цен распределяются по модели, которая соответствует стандартной кривой колокола. Ширина колокола (ее sigma, или стандартное отклонение) отображает, как далекие изменения цен отклоняются от среднего; события на краю рассматриваются, как чрезвычайно редкие. Тайфуны, получается, выпадают из реальности.

Соответствуют финансовые данные таким предположениям? Конечно, нет. Графики акций или валюты меняются со временем, показывая постоянный фон маленьких ценовых движений вверх и вниз — но не столь однородный, как можно было бы ожидать, глядя на кривую колокола. Эти модели, однако, составляют только один аспект графика. Существенное число внезапных больших изменений — пиков на графике, которые выстреливают вверх и вниз, как с акцией Alcatel — выделяется на фоне большого количества умеренных волнений. Кроме того, величина ценовых движений (и больших и маленьких) может оставаться примерно постоянной в течение года, а затем внезапно изменчивость может надолго вырасти. Большие ценовые скачки стали обычными, поскольку растет турбулентность рынка — их группы появляются на графике.

Согласно портфельной теории, вероятность таких больших колебаний была бы меньше миллионной части миллионной части миллионной части. (Колебания больше, чем 10 стандартных отклонений.) Но на самом деле, они наблюдаются постоянно, почти каждый месяц — и их вероятности приближается к нескольким сотым. Представленная кривая колокола часто описывается, как нормальная — или, более точно, как нормальное распределение. Но финансовые рынки тогда должны быть описаны как анормальные? Конечно нет, они — то, чем они являются, а это погрешности портфельной теории.

Современная портфельная теория представляет опасность для тех, кто верит в нее слишком безоговорочно, и являет собой вызов для теоретика. Ошибаясь в ходе рассуждений, ее сторонники предполагают, что никакие предпосылки не могут быть обработаны с помощью математического моделирования. Это утверждение приводит к вопросу о том, можно ли вообще описать хотя бы некоторые особенности основных финансовых разворотов. Примерный ответ — так, как большие рыночные колебания являются аномалиями, отдельные «божественные деяния» не представляют никакой мыслимой регулярности. Ревизионисты исправляют сомнительное предпосылки современной портфельной теории небольшими коррекциями, не затрагивая недостатков основополагающих принципов и не улучшая положение в достаточной мере. Моя собственная работа — выполненная в течение многих лет — занимает весьма отличную и решительно оптимистичную позицию.

Я утверждаю, что изменения финансовых цен можно объяснить моделью, полученной из моей работы по фрактальной геометрии. Фракталы — или их более поздняя разработка, названная мультифракталами — не значит уверенно предсказывать будущее. Но они создают более реалистичную картину рыночных рисков. Учитывая недавние неприятности, постигшие крупные инвестиционные объединения, было бы безрассудно не исследовать модели, обеспечивающие более точные оценки риска.

Мультифракталы и рынок

Для фракталов и мультифракталов уже существует обширное математическое обоснование. Фрактальные модели появляются не только в изменениях котировок ценных бумаг, но и в распределении галактик в космосе, в форме береговых линий и в декоративных проектах, произведенных бесчисленными компьютерными программами.

Фрактал — геометрическая форма, которая может быть разделена на части, каждая из которых — уменьшенная версия целого. В финансах эта концепция — не беспочвенная абстракция, а теоретическая переформулировка практичной рыночной поговорки — а именно, что движения акции или валюты внешне похожи, независимо от масштаба времени и цены. Наблюдатель не может сказать по внешнему виду графика, относятся ли данные к недельным, дневным или же часовым изменениям. Это качество определяет диаграммы как фрактальные кривые и делает доступными многие мощные инструменты из математического и компьютерного анализа.

Более специфический технический термин для подобия между частями и целым — самоблизость. Она связана со знаменитой концепцией фракталов, называемой самоподобием, в котором каждая деталь картины уменьшена или увеличена с одинаковым отношением — процесс, знакомый любому, кто когда-либо заказывал увеличение фотографии. Финансовые рыночные графики, однако, далеки от самоподобия.

ФорексИллюстрация 1 — ГЕНЕРАТОР ФРАКТАЛА ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ (вершина) может быть неоднократно интерполирован в каждую часть следующих диаграмм (три диаграммы ниже). Появляется модель, сильно напоминающая рыночные ценовые колебания.

В графических деталях, где высота больше, чем ширина — как на отдельных тиках акции вверх и вниз по цене, преобразование от целого к части должно уменьшать горизонтальную ось больше чем вертикальную. Для графика цены, это преобразование должно уменьшать масштаб времени (горизонтальная ось) больше чем ценовой масштаб (вертикальная ось). Геометрическое отношение целого к его частям считается одной из самоблизостей.

Большинство статистиков не придает большого веса существованию неизменных свойств. Но они любимы физиками и математиками, как я, которые называют их инвариантными и счастливы с моделями, которые обладают привлекательными инвариантными свойствами. Легко прояснить, что я имею в виду, можно, начертив простой график, который отражает последовательные изменения цен от времени 0 к более позднему времени 1. Сами интервалы выбраны произвольно; они могут представлять секунду, час, день или год.

Процесс начинается с цены, представленной прямой линией тренда (иллюстрация 1). Затем используется ломаная линия, названная генератором, чтобы создать модель, которая соответствует колебаниям цены вверх и вниз. Генератор состоит из трех частей, которые интерполированы вдоль прямой линии тренда. (Генератор с меньшим количеством чем три, не смоделировал бы цену, которая может двигаться вверх и вниз.) После прорисовки начального генератора, его три части интерполированы тремя более короткими. Повторение этих шагов воспроизводит форму генератора, или ценовую кривую, но в сжатых масштабах. И горизонтальная ось (шкала времени) и вертикальная ось (цена) сжаты, чтобы приспособить к горизонтальным и вертикальным границам каждую часть генератора.

Интерполяции навсегда

На иллюстрации показанытолько первые стадии, хотя процесс продолжает повторяться. В теории он не имеет конца, но практически бессмысленно интерполировать до интервалов времени короче чем те, которые соответствуют интервалам между сделками, которые могут происходить по нескольку в минуту. Понятно, что каждая часть по форме примерно подобна целому. То есть инвариантность масштаба присутствует просто потому, что так это было построено. Новость (и неожиданная) — в том, что эти фрактальные кривые показывают богатство структуры — основа и фрактальной геометрии и теории хаоса.

Форекс

Несколько отобранных генераторов выдают так называемые унифрактальные кривые, которые показывают относительно спокойную картину рынка, в соответствии с современной портфельной теорией. Но спокойствие преобладает только при необычно специфических условиях, которые удовлетворяются только этими специальными генераторами. Предположения на основе этой упрощенной модели — одна из центральных ошибок современной портфельной теории. Сильно похоже на теорию морских волн, которая запрещает их вершинам превышать шесть футов.

Красота фрактальной геометрии состоит в том, что она делает возможным моделировать как спокойные рынки портфельной теории, так и возбужденные состояния торговли недавних месяцев. Только описанный метод создания фрактальной ценовой модели может быть изменен, чтобы показать, как деятельность рынков ускоряется и замедляется — сущность волатильности. Эта изменчивость — причина тому, что приставка «мульти-» была добавлена к слову «фрактал».

ФорексЧтобы создать мультифрактал из унифрактала, ключевым действием нужно удлинить или сократить горизонтальную ось времени так, чтобы части генератора были или растянуты или сжаты. В то же самое время вертикальная ценовая ось может остаться неизменной. На иллюстрации 2, первая часть унифрактала генератора прогрессивно сокращена, сохранив пространство для удлинения второй части. После такой регулировки генераторы стали мультифрактальными (от M1 до M4). Рыночная деятельность ускоряется в интервале времени, представленном первой частью генератора и замедляется в интервале, который соответствует второй части (иллюстрация 3).

Такая переделка генератора может производить полное моделирование ценовых колебаний в течение данного периода, используя процесс интерполяции, описанный ранее. Каждый раз первая часть генератора в дальнейшем сокращается и предпринимается процесс последовательной интерполяции — рождается график, который все более и более напоминает характеристики изменчивых рынков (иллюстрация 4).

Унифрактальный график (U), показанный здесь (до каких-либо сокращений) соответствует спокойным рынкам, постулированным в модели портфельных теоретиков. Переходя вниз по стеку (от M1 к M4), каждый график все более отклоняется от этой модели, демонстрируя резкие ценовые скачки и большие ходы, которые напоминают недавнюю торговлю. Таким образом, модели изменчивых рынков достигают необходимого реализма, три части каждого генератора перемешаны — процесс, не показанный на иллюстрациях. Это работает следующим образом: вообразите игральную кость, у которой каждая сторона несет изображение одной из шести перестановок частей генератора. Перед каждой интерполяцией бросается кость, а затем отбирается выпавший вариант перестановки.

Что должен менджер фонда, валютный трейдер или иной рыночный стратег вынести из всего этого? Несоответствия между картинами, нарисованными в соответствии с современной портфельной теорией и фактическим движением цен очевидны. Цены не изменяются непрерывно, и в то же время они колеблются на всех временных масштабах. Волатильность слишком далека от статичности, чтобы ее можно было игнорировать или легко компенсировать — это самое сердце того, что делается на финансовых рынках. В прошлом, менеджеры капитала принимали непрерывность и ограничения ценовых движений согласно современной портфельной теории из-за отсутствия сильных альтернатив. Но теперь у менеджера больше нет такой необходимости.

Вместо этого можно применить мультифракталы, чтобы поработать с портфелем «испытанным на прочность». При этой технике правила, лежащие в основе мультифракталов, пытаются воссоздать те же самые модели изменчивости, равно как и неизвестные правила, которые управляют реальными рынками. Мультифракталы точно описывают отношение между формой генератора и моделей колебания цен вверх и вниз, которые обнаруживаются на графиках реальных рыночных данных.

На практическом уровне, это обнаружение предполагает, что фрактальный генератор может быть построен, основываясь на исторических рыночных данных. Фактическая используемая модель не просто рассматривает то, что рынок делал вчера или на прошлой неделе. Фактически, это более реалистическое описание рыночных колебаний, называемых фракционным броуновским движением в мультифрактальном времени торговли. Графики, созданные генераторами, произведенными этой моделью, могут моделировать альтернативные сценарии, основанные на предыдущей рыночной деятельности.

Эти методы не пытаются прогнозировать ценовые снижения или повышения в определенный день на основе прошлых данных. Но они помогают оценить вероятность того, что рынок мог бы делать и позволяют подготовиться к неизбежным бурям. Новые методы моделирования разработаны, чтобы пролить свет порядка в кажущуюся непроглядной чащобу финансовых рынков. Они также могут служить чем-то вроде штормового предупреждения, что, как показывают недавние события, заслуживает быть принятым во внимание: Даже при самом спокойном море на горизонте может появиться буря.

Найдите подделку

ФорексКак смотрятся мультифракталы по сравнению с фактическими изменениями финансовых цен? Чтобы оценить их работу, позвольте нам сравнить несколько исторических рядов изменений цен с несколькими искусственными моделями. Цель — моделирование реальных рынков, конечно, не выполнена на первом графике, чрезвычайно монотонном и уменьшенном небольшие изменения цены до статического фона, аналогичного статическому шуму от радио. Волатильность остается одинаковой, без внезапных скачков. На исторических данных такого рода дневные периоды отличались бы от друг друга, но месячные будут выглядеть очень похожими. Довольно простая вторая диаграмма менее нереалистична, потому что отображает много пиков; однако, они изолированы на неизменном фоне, в котором общая изменчивость цены также остается постоянной. На третьем графике подъемы чередуются падениями, но он испытывает недостаток каких-либо сильных скачков.

Зрение подсказывает нам, что эти три графика нереально просты. Позвольте нам теперь открыть источники. График 1 иллюстрирует ценовые колебания по модели, представленной в 1900 французским математиком Луи Башелье (Louis Bachelier). Изменения цен следуют «случайной прогулкой», которая соответствует кривой колокола, и иллюстрирует модель, лежащую в основе современной портфельной теории. Графики 2 и 3 — частичные усовершенствования работы Башелье: одну модель я предложил в 1963 (основанная на устойчивых случайных процессах), а другую я опубликовал в 1965 (основана на фракционном броуновском движении). Эти варианты, однако, неадекватны всегда, кроме некоторых специальных рыночных состояний.

На более важных пяти нижних графиках есть как реальные данные, так и сгенерированные компьютером примеры моей последней мультифрактальной модели. Попытайтесь разбить эти пять линий на соответствующие категории. Я надеюсь, подделки будут восприняты, как удивительно эффективные. Фактически, только два — реальные графики рыночной деятельности. Диаграмма 5 относится к цене акции IBM, а диаграмма 6 — курс доллар-немецкая марка. Оставшиеся диаграммы (4, 7 и 8) характеризуются сильным подобием их двум реальным предшественникам. Но они полностью искусственны, будучи произведенными более чистой формой моей мультифрактальной модели.-B.B.M.

Рекомендуемая литература

The Fractal Geometry of Nature. Benoit B. Mandelbrot. W.H. Freeman and Company, 1982.

Fractals and Scaling in Finance: Discontinuity, Concentration, Risk. Benoit B. Mandelbrot. Springer-Verlag, 1997.

«The Multifractal Model of Asset Returns.» Discussion papers of the Cowles Foundation for Economics, Nos. 114-1166. Laurent Calvert, Adlai Fisher and Benoit B. Mandelbrot. Cowles Foundation, Yale University, 1997.

Multifractals and 1/F Noise: Wild Self-Affinity in Physics. Benoit B. Mandelbrot, Springer-Verlag, 1999.

Bob Prechter

Статья Бенуа Мандельброта в Scientific American (февраль 1999, «Мультифрактальная прогулка по Уолл Стрит») хорошо читается и содержит важные сведения. Он лишь упустил из виду сослаться на то, что большинство идей, представленных там, принадлежит Ральфу Нельсону Эллиотту, который представил их более всесторонне и более точно шестьдесят один год назад в своей книге «Волновой Принцип».

Рисунок 1 показывает описание Р.Н.Эллиоттом фрактальной природы рынков из 1938 года.

Рисунок 2 — Мандельброт в 1999.

Рисунок 3 копирован непосредственно из труда Эллиотта.

Рисунок 4 иллюстрирует описание тезисов Мандельброта в Scientific American.

Важно понять, что легкие различия в фигурах, используемых в этих диаграммах несущественны, потому что Манделброт не обсуждает определенную форму, а лишь только мультифрактальную самоблизость.

Форекс



© Scientific American.
© www.adamaz.ru — источник


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*